Младенец, пытающийся сказать первые слова, никогда не произносит
раздельно буквы, чтобы потом соединить их в слоги. И даже еще раньше,
во время его лепета, никогда не слышно отдельных букв, всегда только
слоги. Ученые, занимающиеся этой проблемой, открыли, что традиционный,
вербально-фонемный, принцип обучения чтению расчленяет неделимый
звукоречевой код на искусственно составленные "элементики". Ими было
установлено, что такая методика не только глубоко закрепощает речевую
психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические
звуко-речевые комплексы. Таким образом, показано, что традиционный
принцип обучения чтению изначально вводит ребенка в специфическую
психоэмоциональную и речемоторную напряженность. Именно она – один из
факторов формирования напряженного устойчивого речемоторного
стереотипа. А речемоторная напряженность сама по себе уже создает
ситуацию развития ранних психических нарушений.
Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, Николай
Александрович Зайцев (р.1939), настойчиво рекомендует отказаться от
традиционного принципа овладения чтением как технологии, негативно
отражающейся на психомоторном развитии и здоровье ребенка.
Все его пособия, главным и наиболее известным из которых являются
"Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в
игре, которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот,
несет ему только радость, и на системности подачи материала. Весь
материал подается настолько в игровой форме, что дети с большим
удовольствием играют в эти пособия, когда – всей группой, когда –
поодиночке.
Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе.
Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или
мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый
склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять
слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.
Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они
создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и
согласными, звонкими и мягкими. Эти кубики помогают детям (от 3,5-4
лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть
старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение
нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша).
Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками
следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в
обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам,
больше внимания уделяя кубикам (методику обучения чтению малышей
первого года жизни переложила Лена Данилова).
В целом складовый принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков Н.
А. Зайцева адекватен нейрофизиологической свободе, свободе, при которой
ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий
поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий,
сам себя слышит, сам себя корректирует.
Безусловным достижением автора является системный подход к такому
предмету, как математика. Предлагаемая автором методика основана на
системе таблиц, погружающая ребенка в мир чисел и наглядно показывающая
ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, и какие
действия можно с ними производить. Зайцев в доступной форме
рассказывает, откуда взялись дроби и степени, и что можно с ними
делать. Эта методика рассчитана на детей 3 - 4 лет, но ее также можно
использовать и для учеников начальной школы.
Зайцевские пособия очень хорошо подходят всем детям – быстрым и
медленным, слабым и сильным. В своих детских садах Зайцев предпочитает
брать в группу самых слабых детей, и они очень быстро догоняют основной
поток. В этом, в принципе, и должна заключаться суть всех развивающих
методик.
|