Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми
русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной
Алексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из
подмосковного Большева. Никитины известны у нас в стране и за рубежом
как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Так же они
придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления
детей.
Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с
родителями. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их
можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая
игра, по словам автора, "quot;предоставляет возможность подумать над
тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее
усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и
переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем
выше стал уровень творческих способностей ребенка"quot;.
В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок,
направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие
логического и образного мышления. Игры обладают характерными
особенностями: Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые
ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или
пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского
рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п.,
и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.
Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в
них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи
имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда
2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры
могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
Некоторые из никитинских игр очень похожи на блоки Фребеля.
Фридрих Фребель - это немецкий педагог 19 века, основатель первых
детских садов (KinderGarten). Он сконструировал блоки, которые
позволяют познакомить малыша со свойствами геометрических тел, учат его
пространственному воображению, умению соединить часть в целое. Всего
наборов блоков 8, они возрастают по сложности. "quot;Кирпичики"quot;,
описанные у Никитиных - это один из наборов Фребеля. Классические
наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую
деревянную коробку, как и у Никитиных.
Т. к. в основном никитинские игры направлены на развитие логики и
построение образов, они не могут быть единственным средством развития
ребенка. Они могут быть только дополнением к другим методикам, в
которых представлен весь спектр дисциплин, направленных на всестороннее
развитие ребенка.
Что касается физической закалки – то, на мой взгляд, лучше выбирать
методы, щадящие психику ребенка. Жизнь при температуре 18° С, окунание
новорожденных в ледяную воду, на мой взгляд, несет в себе
психологический дискомфорт. Очевидно, если ребенка поставить в суровые
условия, то его организм найдет в себе резервы, чтобы выжить, и такой
ребенок будет крепче обычных детей, но что в этот момент происходит с
его психикой? Не начинает ли он ощущать этот мир миром, в котором надо
ежеминутно бороться за выживание? Доман, в отличие от Никитиных,
предлагает держать детей первого месяца жизни, одетыми в шортики и
футболочку, при температуре 32° С, чтобы переход от внутриутробной
жизни в наш мир произошел как можно более безболезненно. Возможно, этот
подход более благоприятен для детей.
|